№ 41
1903 г.
февраля 13. — Письмо харьковского губернатора министру внутренних дел о
предоставлении ХПЗ казенного заказа
С 28 истекшего января
администрация харьковского паровозостроительного завода приступила к
частичному сокращению штата рабочих одного из заводских цехов, в
апреле же и мае месяцах, вследствие полного почти к тому времени прекращения
работ, предполагается рассчитать до 2000 рабочих из общего их числа 3045 человек.
Столь значительное сокращение штата рабочих, имевших
в течение истекших 6 лет постоянный и, относительно говоря, высокий заработок
на паровозостроительном заводе, поставит их с семьями в крайне стесненное
положение, так как при настоящем
состоянии отечественной промышленности,
особенно же механической отрасли ее, трудно рассчитывать, чтобы уволенные рабочие могли в более или менее
близком будущем найти спрос на свой узкоспециальный труд. Затруднительность
положения уволенных рабочих усугубится тем,
что сокращение штатов администрация паровозостроительного завода предполагает
осуществить в апреле и мае месяцах, т. е. в такое время, когда производство на многих из местных заводов
(например, свеклосахарных) прекращается, а спрос на сельскохозяйственных
рабочих весьма слаб.
Таким образом, ныне уже можно предвидеть, что к 1 мая, традиционному сроку рабочих демонстраций,
в Харькове будет иметься налицо
значительный контингент рабочих, поставленных вследствие безработицы в
положение безвыходное. Печальное само по себе обстоятельство это не
может не вызывать опасений с точки зрения охраны общественного порядка и
спокойствия, так как, оставшись без заработка и занятий, уволенные с
паровозостроительного завода рабочие
представят собою среду крайне восприимчивую
к внушениям политических агитаторов. Такое предположение тем более
вероятно, что за истекшие со времени его открытия шесть лет Харьковский
паровозостроительный завод играл
первенствующую роль в местном рабочем
движении, так как местные революционные кружки избрали этот завод, как
самое крупное в городе промышленное предприятие, объектом усиленной своей
деятельности, оставшейся, судя по опыту
прежних лет, далеко не безрезультатной.
Насколько внимательно
политическая пропаганда следит за жизнью рабочих паровозостроительного
завода, можно судить по тому факту, что ныне уже, когда незначительное
сокращение работ коснулось одного только сборочного цеха,
на заводе усиленно распространяются прокламации, призывающие рабочих к
активному протесту.
По сообщению заводской
администрации, ближайшей причиной сокращения работ на Харьковском паровозостроительном
заводе является тот факт, что из числа 180 паровозов, кои Министерство путей
сообщения предположило заказать в текущем году этому заводу, до
настоящего времени
действительно заказано только 40, дальнейшие же заказы последуют никак не ранее
мая месяца. Так как по техническим и
хозяйственным условиям паровозостроительного
производства одновременное начало работ по сооружению паровозов во всех заводских цехах невозможно, то
опоздание в заказе и послужит причиной неизбежного перерыва работ на 4—4
½ месяца.
Не входя в оценку последнего соображения заводской администрации, долгом считаю донести вашему
высокопревосходительству, что в
интересах Охраны общественного спокойствия
представлялось бы крайне желательным оказать возможное содействие к
тому, чтобы перерыв работ на ХПЗ и связанное с ним массовое увольнение рабочих были бы предупреждены. Достигнуть такого
результата по заявлению заводской
администрации возможно при условии получения заводом казенного заказа в
марте вместо мая месяца.
Представляя об изложенном
вашему высокопревосходительству, имею честь покорнейше просить не отказать в своем содействии,
дабы заказ на 140 паровозов был дан Министерством
путей сообщения Харьковскому паровозостроительному
заводу в текущем марте месяце, если в настоящем году действительно имеет быть осуществлено предположение о предоставлении сему заводу означенного
заказа.
По сведениям фабричной
инспекции в г. Харькове и его окраинах числится до 16000 фабрично-заводских
рабочих, из них
около пятой части упадает на долю паровозостроительного завода.
ГАХО, ф. 3.
оп. 287, д. 1089, лл. 5—7. Отпуск.