№ 41

1903  г.  февраля   13. — Письмо   харьковского   губернатора министру внутренних дел о предоставлении ХПЗ казенного заказа

С 28 истекшего января администрация харьковского паровозостроительного завода приступила к частичному сокращению штата рабочих одного из заводских цехов, в апреле же и мае месяцах, вследствие полного почти к тому времени прекращения работ, предполагается рассчитать до 2000 рабочих из общего их числа 3045 человек.

Столь значительное сокращение штата рабочих, имев­ших в течение истекших 6 лет постоянный и, относительно говоря, высокий заработок на паровозостроительном за­воде, поставит их с семьями в крайне стесненное положе­ние, так как при настоящем состоянии отечественной про­мышленности, особенно же механической отрасли ее, трудно рассчитывать, чтобы уволенные рабочие могли в более или менее близком будущем найти спрос на свой узко­специальный труд. Затруднительность положения уволен­ных рабочих усугубится тем, что сокращение штатов адми­нистрация паровозостроительного завода предполагает осу­ществить в апреле и мае месяцах, т. е. в такое время, когда производство на многих из местных заводов (например, свеклосахарных) прекращается, а спрос на сельскохозяй­ственных рабочих весьма слаб.

Таким образом, ныне уже можно предвидеть, что к 1 мая, традиционному сроку рабочих демонстраций, в Харь­кове будет иметься налицо значительный контингент рабо­чих, поставленных вследствие безработицы в положение безвыходное. Печальное само по себе обстоятельство это не может не вызывать опасений с точки зрения охраны общественного порядка и спокойствия, так как, оставшись без заработка и занятий, уволенные с паровозостроитель­ного завода рабочие представят собою среду крайне воспри­имчивую к внушениям политических агитаторов. Такое предположение тем более вероятно, что за истекшие со времени его открытия шесть лет Харьковский паровозо­строительный завод играл первенствующую роль в местном рабочем движении, так как местные революционные кружки избрали этот завод, как самое крупное в городе промыш­ленное предприятие, объектом усиленной своей деятельности,  оставшейся,  судя  по опыту  прежних  лет,  далеко не безрезультатной.

Насколько внимательно политическая пропаганда сле­дит за жизнью рабочих паровозостроительного завода, мож­но судить по тому факту, что ныне уже, когда незначитель­ное сокращение работ коснулось одного только сборочного цеха, на заводе усиленно распространяются прокламации, призывающие рабочих к активному протесту.

По сообщению заводской администрации, ближайшей причиной сокращения работ на Харьковском паровозо­строительном заводе является тот факт, что из числа 180 па­ровозов, кои Министерство путей сообщения предположило заказать в текущем году этому заводу, до настоящего вре­мени действительно заказано только 40, дальнейшие же заказы последуют никак не ранее мая месяца. Так как по техническим и хозяйственным условиям паровозостро­ительного производства одновременное начало работ по сооружению паровозов во всех заводских цехах невозможно, то опоздание в заказе и послужит причиной неизбежного перерыва работ на 4—4 ½  месяца.

Не входя в оценку последнего соображения заводской администрации, долгом считаю донести вашему высоко­превосходительству, что в интересах Охраны общественного спокойствия представлялось бы крайне желательным ока­зать возможное содействие к тому, чтобы перерыв работ на ХПЗ и связанное с ним массовое увольнение рабочих были бы предупреждены. Достигнуть такого результата по заявлению заводской администрации возможно при усло­вии получения заводом казенного заказа в марте вместо мая месяца.

Представляя об изложенном вашему высокопревосходи­тельству, имею честь покорнейше просить не отказать в своем содействии, дабы заказ на 140 паровозов был дан Министерством путей сообщения Харьковскому паровозо­строительному заводу в текущем марте месяце, если в на­стоящем году действительно имеет быть осуществлено пред­положение о предоставлении сему заводу означенного за­каза.

По сведениям фабричной инспекции в г. Харькове и его окраинах числится до 16000 фабрично-заводских рабочих, из них около пятой части упадает на долю паровозостро­ительного завода.

ГАХО, ф.  3. оп.  287, д.   1089, лл. 5—7. Отпуск.